Что мы знаем о гребных винтах
Принятые размеры

 
Любой подвесной мотор, будь то обычный или водометный, оснащен гребным винтом. Посредством винта крутящий момент двигателя преобразуется в толкающее усилие. Можно провести аналогию со шнеком в мясорубке. Чтобы выбрать подходящий гребной винт для определенной конфигурации " лодка + мотор", сначала нужно познакомиться с основными параметрами, которые определяют его размеры и характеристики. Размеры гребного винта определяют двумя цифрами. Первая - диаметр. Если у винта две или четыре лопасти, то достаточно просто измерить расстояние между кончиками противостоящих лопастей. Если у винта три или пять лопастей, то следует замерить расстояние от центра втулки до кончика любой лопасти и умножить это число на два.
Вторая цифра это шаг, т.е. теоретическое расстояние (в принятых единицах - см или дюймах), на которое винт продвинется за один полный оборот, если его вращать в плотной среде. Обычно западные производители применяют единицу длины дюйм (1 дюйм = 2,54 см = 25,4 мм). Итак, если имеется винт диаметром 11-1/4 и шагом 14, то конфигурацию винта записывают как "11-1/4Х14" (смотри рисунок). Центральную часть гребного винта называют "втулка". Втулка служит для центровки винта на гребном валу. Чаще всего втулка делается обрезиненной и запрессовывается в тело винта. Резина служит демпфером между винтом и гребным валом, сглаживая крутильные колебания по типу сайлентблока в подвеске автомобиля. У винтов, через которые двигатель выбрасывает выхлопные газы, как это принято в большинстве современных подвесных моторов , вокруг втулки имеется обойма, к которой и крепятся лопасти.
Принципы работы винта
 
Лопасти гребного винта толкают воду в одном направлении, а лодка движется в противоположном направлении. Вращаясь и толкая воду назад, лопасти гребного винта также создают разрежение на передней поверхности каждой лопасти. Это разрежение столь сильно, что на это поверхности начинают взрываться пузырьки воздуха. При неправильно подобранном винте или не оптимальных условиях его работы , эти пузырьки способны содрать лакокрасочное покрытие и да же алюминий с поверхности лопастей винта. Это явление называется кавитацией. Возникает это явление когда возникает частичное проскальзывание винта, в нашем случае, в среде воды. Понять момент возникновения кавитации можно по резкому возрастанию скорости вращения (оборотов) двигателя. Для устранения этого явления следует уменьшить обороты , пока винт не войдет в соприкосновение с водой.
Форма лопастей

Лопасти гребного винта могут иметь самую разнообразную форму. Наиболее распространены лопасти типа "круглое ухо" и эллиптические. Такие гребные винты обеспечивают оптимальное соотношение тяги и скорости. Лопасти других винтов сужаются к кончикам. Это частично уменьшает трение, обычно такие лопасти ставят на моторы скоростных судов, но плохо работают на средних скоростях. Есть и такие винты, у которых имеется наклеп на хвостовой кромке лопастей. Эти узкие полоски наклепа помогают отсечь воду от лопасти, что улучшает тягу и повышает сцепление с водой для уменьшения проскальзывания (количество неэффективного вращения винта, измеряемое в процентах). Примеру, гребной винт с шагом 10 дюймов сделав четыре полных оборота, теоретически должен будет продвинуть лодку на 40 дюймов. На практике же, он сможет продвинуть лодку всего на 36 дюймовм. Проскальзывание в таком случае составит 10%. . Различные производители гребных винтов подбирают их форму экспериментальным способом, и могут значительно отличаться.
Материал винта и возможные повреждения во время эксплуатации

 
Для подвесных моторов производители обычно используют алюминиевые винты и винты из нержавеющей стали. Алюминиевые винты дешевле винтов из нержавеющей стали. Последние позволяют получить небольшой прирост скорости в сравнении с алюминиевыми винтами из за возможности сделать более тонкую лопасть. Достижения в технологии, усовершенствование конструкции и производства винтов из алюминия дали такие превосходные результаты, что их характеристики ни в чем не уступают их аналогам из нержавейки. Именно поэтому на большинстве небольших лодок установлены такие винты из алюминия. Основные повреждения винтов возникают от соприкосновения их с дном при подходе к берегу или ударами о подводные препятствие в виде топляков, пеньков, остатков строений под водой искуственных водохранилищ и т.д.. Легкие повреждения в виде зазубрин на кромках лопастей, устраняются легко с помощью напильника. Погнутые лопасти можно поправить с помощью киянки. Однако бывает, что при столкновении отрываются фрагменты лопастей. В этом случае ремонт возможен с применением сварочного оборудования. При этом цена ремонта алюминиевого винта или нержавеющего приблизительно одинакова. Использование "отремонтированных" винтов возможно, но часто не удается полностью восстановить их изначальные ходовые параметры. Хочется отметить, что при сильных разрушениях винта, бывают погнутыми и гребные валы. Проверка на биение гребного вала после случаев повреждения винта, необходимая операция. Гребные валы так же правятся на специальном оборудовании. Однако, чем мощнее мотор соответственно толще вал, править их все сложнее и сложнее. Еще одно распространенное повреждение винта это проворачивание втулки, то есть отрыв резинового демпфера от втулки. На внешний вид это практически невидно. Провернутая втулка проявляет себя при нагрузке, обороты подвесного двигателя резко растут , а скорость не увеличивается. Такой вид повреждений винта не ремонтируется.
Количество лопастей, сколько их надо

Для чего нужен винт с двумя, тремя и четырьмя лопастями?" Хотя четкого правила нет, но простая аналогия поможет упростить и понять. По мере увеличения размера лопасти или увеличением количества лопастей, увеличивается так называемое отношение диаметра к площади. Хотя увеличение площади лопастей увеличивает площадь действия сил, толкающих судно, но увеличивается и трение. Представьте себе широкие колеса автомобиля и узкие , какое различие в трении возникнет при движение автомобиля. Таким образом, чтобы уменьшить трение, создаваемое лопастями, лопастей должно быть меньше (но не меньше двух, разумеется). Двухлопастные винты обычно применяются на спортивных судах типа глиссер. Объясняется это тем, что глиссеры не рассчитаны на малую скорость и перевозку пассажиров, поэтому и моторы и винты проектируются под максимальную скорость. Двухлопастные винты не обеспечивают нужный упор на малых скоростях. Их эффективность и упор становится максимальными на предельных скоростях. Теперь рассмотрим основные различия между трехлопастными и четырех лопастными винтами. Известно, что большая часть упора создается на крайних сечениях лопасти, но на 4-лопастном винте уже появляется возможность вовлечь в полезную работу и более близко расположенные к ступице элементы лопасти. Благодаря всем этим особенностям уже на малых скоростях 4-лопастной винт создает больший упор, чем аналогичный 3-лопаcтной. Отсюда - более резвый старт, лучшие разгонные характеристики при начальных режимах глиссирования, "хороший упор" при буксировке например тяжелого воднолыжника. Сказанное подтверждается результатами скоростных замеров винтов. Скоростная характеристика 4х-лопастного винта с шагом 13" заметно опережает аналогичные показатели 3х-лопастного вплоть до скоростей 40-45 км/ч. А дальше? Дальше все свои преимущества 4х-лопастной винт катастрофически теряет. Еще одно важное свойство 4х-лопастных винтов это меньшая вибрация на малых и средних оборотах. Из всего сказанного можно сделать вывод: применяемость 4х-лопастпых винтов актуальна при недостаточной энерговооруженности катера, лодки( не достаточно мощном моторе для данного корпуса). Еще его используют при необходимо вывести на глиссирование больше груза, буксировать тяжелого лыжника или вести на буксире тяжелую лодку, катер. В остальных случаях рекомендуется использовать обычный 3х-лопастной винт.
Как правильно подобрать винт

 
Прежде всего, необходимо ознакомиться с инструкцией к мотору. Выяснить максимально допустимый диапазон оборотов коленчатого вала для данного подвесного двигателя. Обычно этот диапазон лежит в пределах 5000-6000 оборотов в минуту. Для правильного подбора винта необходимо оснастить лодку , катер тахометром, прибором измеряющего обороты двигателя. Далее устанавливаем имеющийся винт и проводим тестовые заезды на пустой лодке. На полном газу обороты двигателя не должны превышать максимально разрешенных производителем. Если они превышают, то надо взять винт с большим шагом. Если мотор не раскручивается до максимально разрешенных, то винт слишком тяжел. Шаг винта надо уменьшить. Как показывает практика, уменьшение или увеличение шага винта из линейки предложенной изготовителем винтов, изменяет обороты порядка 200 об/мин. Все это мы проделали для пустой лодки. Если вы планируете использовать лодку или катер, перевозя груз или пассажиров, вы должны провести описанные выше испытания, максимально загрузив (из паспорта лодки) лодку пассажирами или балластом. Среднее значение шага винта т.е. немного выше паспортных на пустой и немного ниже на полностью груженой и будет оптимальным винтом. При этом надо помнить, что на пустой лодке давать полный газ не надо, обороты превысят максимальные (перекрут). Еще хочется отметить следующий факт: самые экономичные обороты у любого двигателя это 2/3 от максимальных. Таким образом: необходимость использовать тахометр при эксплуатации подвесного мотора диктуется, не только процедурой подбора винта, но и для экономией топлива и ресурса подвесного двигателя.