Историческая справка и краткий обзор современных ПЛМ
Минувший век запомнился нам как век многих выдающихся открытий и изобретений. Одним из них является изобретение подвесного лодочного мотора (ПЛМ). В настоящее время более 80% всего маломерного флота в мире составляют моторные лодки, т.е. лодки, оснащенные подвесными лодочными моторами. Подвесной лодочный мотор был изобретен в начале века американцем норвежского происхождения Оле Эвинрудом, «прадедушкой» легендарных американских двигателей. Современный подвесной лодочный мотор - это настоящее чудо техники, удивительно легкий, концентрированный агрегат, заслуживающий самой высокой оценки. Моторная лодка - это самый демократичный, массовый, общедоступный вид водного транспорта, своего рода "автомобиль на воде".
   В связи с тем, что условия эксплуатации мотолодок весьма разнообразны, существует проблема грамотного подбора нужной модели в соответствии с конкретными потребностями будущего владельца, его материальными возможностями и предполагаемым районом плавания. Без решения этой задачи невозможно безопасно и экономично эксплуатировать судно. Современные лодочные двигатели различных производителей имеют свои отличительные черты. Однако в век унификации, многие узлы и агрегаты имеют одного производителя.
Успех Mercury Marine не случаен: с момента своего основания в 1939 году, компания Mercury непрерывно работает над повышением качества и надежности своей продукции, постоянно внедряет современные технологические и новшества. Компания Mercury - ведущий мировой производитель судовых двигателей. Уже первыми своими изделиями компания Mercury установила стандарты для всей промышленности: когда жесткие природоохранные стандарты потрясли всех судостроителей, компания Mercury первой внесла необходимые изменения в конструкцию, сократив выбросы, причем не только выполнила требования новых стандартов, но и превзошла их. Уникальная технология OptiMax, внедренная на подвесных двухтактных моторах, обеспечила им как экологичность, так и большие возможности. При средней экономичности по топливу в 45% и плавности, в сочетании с бездымностью работы и легкостью запуска, моторы с технологией OptiMax стали и являются сегодня образцом для всех прочих типов двухтактных подвесных моторов. Нельзя не отметить тот факт, что многие команды по водномоторному спорту используют именно моторы OptiMax.
   Компания Mercury гордится престижной наградой "Marine Excellence" полученной в 2000 году за внедрение уникальной технологии диагностики SmartCraft. Эта награда стала знаком признания новизны и эффективности решений Mercury в проектировании и постройке маломерных судов. Это был первый случай, когда производитель судовых моторов получил награду от производителей судовой электроники
"за новизну". SmartCraft - это дитя компьютерной эры: в нем соединились новейшие цифровые и судостроительные технологии, чтобы SmartCraft смог связать бесчисленные параметры состояния малого судна с его источником энергии, органами управления, бортовыми и наружными датчиками.
   Используя передовые технологии, превышающие все ожидания по надежности и эксплуатационным характеристикам, подвесные двигатели Merсury имеют все шансы в будущем сохранять лидерство в области силовых установок для водной техники.

  Официальный представитель компании MERCURY в России
.
Подразделение компании SUZUKI MOTOR CO. - SUZUKI MARINE, выпускает лодочные подвесные моторы и является едва ли не единственным из производителей подвесных моторов, который на протяжении всей своей истории заканчивает каждый финансовый год с прибылью. У разработчиков лодочных моторов SUZUKI тонкое понимание потребностей рынка. Благодаря этому, в модельном ряду SUZUKI сосуществуют как очень надежные, классические, легкие и недорогие двухтактные модели, так и суперсовременные четырехтактные модели, включающие в себя множество уникальных технических решений. Это дает возможность опережать конкурентов на несколько лет по многим параметрам, главные из которых - надежность, производительность и соотношение веса мотора к мощности. Имея высокую репутацию на рынке, SUZUKI нет необходимости увеличивать количество выпускаемых моторов, и можно уделить пристальное внимание качеству сборки и используемых материалов и комплектующих частей. На заводах SUZUKI каждый новый подвесной лодочный мотор проверяется в работе и тестируется. Все модели моторов, как 2-хтактных, так и 4-хтактных, производятся непосредственно в Японии. Только моторы моделей DT2.2, DF4, DF5, DF6 собираются из произведенных в Японии готовых узлов и агрегатов, на новейшем сборочном заводе SUZUKI в Таиланде.
   Надежный запуск, бесшумность работы, и устойчивый ход на малых оборотах выделяют продукцию SUZUKI из рядов конкурентов. Качество, компактность и дизайн моторов - выше всякой критики. Новые моторы SUZUKI удовлетворяют жестким требованиям в отношении качества выхлопных газов установленным на 2008 год! Все моторы несравненно лучше защищены от коррозии, чем их аналоги других производителей. Герметичный картер, защищающий от влаги и кислоты, позволит владельцу долгие годы наслаждаться передовыми технологиями SUZUKI.
Первый лодочный мотор, который выпустила Yamaha Motor Co., Ltd., был 123-х кубовый P-7.Двигатель был одноцилиндровый с воздушным охлаждением. В 1963 году Yamaha заостряет внимание на передовой технологии автоматического смешения масла для двухтактников - на лодочных моторах появляется соответствующая система с отдельным маслобаком. В 1964 г. кампанией был разработан двухцилиндровый подвесной мотор с жидкостным охлаждением, а через 20 лет начат выпуск четырехтактного лодочного мотора Yamaha F 9.9 CMHS. Разработана система управления опережением зажигания. Нельзя также не отметить систему антикоррозионной защиты Yamaha, систему электронного впрыска, систему микрокомпьютерного управления двигателем, составную систему выхлопа. Всё это дает лодочным моторам Yamaha неставненную надёжность и высокие технические характеристики. В 2000 г. начат выпуск 4-тактного 4-цилиндрового мотора Yamaha F 115 AETL с системой электронного впрыска топлива, 4-тактного трехцилиндрового мотора Yamaha F 40 BETS, шестицилиндровых моторов Z175G, и Z150P c системой HPDI и других моторов.
  Первый в мире 4-тактный шестицилиндровый подвесной мотор Yamaha F 225 AETX за свою компактность и высокие эксплуатационные характеристики получил премию 2001 года "За инновации в моторостроении". Двигатель Z200N с системой HPDI получил в 2000 году в США 3 награды: премия IMTEC за инновации в моторостроении, премия на выставке "Мotor boating fnd sailing" за инновации в моторостроении. Премия "Популярной механики" за лучшую конструкцию и инжиниринг. Первые подвесные лодочные моторы Yamaha был изготовлен в 1960 году, а к 2003 году общее количество произведенных подвесных моторов составило 7 миллионов.
  Широкое распоространение сети продаж компании Yamaha в Росси вместе со продуманной адаптацией модельного ряда подвесных моторов к нашим климатическим условиям и горюче-смазачным материалам, обеспечили ей большое число поклонников среди любителей активного отдыха на воде.
История создания лодочных двигателей Johnson и Evinrude - это, по сути, и есть история подвесных моторов вообще. В 1903 году братья Джонсон из Индианы изготовили свой первый мотор, а Оле Эвинруд сконструировал первый образец двигателя в 1908 году. К 1936 году, после слияния фирм Johnson Motors и Evinrude произошло окончательное формирование торговых марок Johnson и Evinrude. Объединившись вместе с рядом других фирм, производящих различные товары для марин-индустрии, стала именоваться ОМС. Компания не один десяток лет занимала лидирующие позиции на мировом рынке.
  На протяжении более восьмидесяти лет с появления первого подвесного лодочного мотора, их разработчики были озабочены многими параметрами их детищ - это и малый вес, и легкость запуска, и максимальная мощность, но вот кое о чем они забыли. А именно - уровень токсичности выбросов. Штат Калифорния, США стал известным всему миру благодаря тому, что первым ввел закон, ограничивающий токсичность выхлопных газов для автомобилей, работающих на бензине. Для того, чтобы уменьшить загрязнение воздуха выхлопными газами, для всех автомобилей, работающих на бензине, в 1988 г. была введена норма "California Air Resources Board" (CARB), которая представляла собой нормированные требования по ограничению токсичности. Эти нормы также распространялись и на лодочные моторы. Перед производителями и разработчиками лодочных моторов во всем мире стал вопрос об уменьшении токсичности выхлопа их изделий. В феврале 2003 года корпорация Bombardier Recreational Products (BRP) представила свое детище - технологию Evinrude® E-TEC, которая определила новую эпоху в индустрии подвесных лодочных моторов. Эта технология изначально была разработана для соответствия норме California Air Resources Board (CARB) 3-звезды. В это же
году на бот-шоу в Майями, технология Evinrude® E-TEC была номинирована на звание "Новшество года" в категории лодочных двигателей.
  По всей видимости, основной упор компания делает на двухтактные E-TEC моторы. Ради справедливости необходимо сказать, что первыми систему непосредственного впрыска топлива в камеру сгорагия на подвесном моторе внедрила купленная Bombardier компания ОМС. ОМС приобрела немецкую инженерную фирму FICHT, по имени которой вначале и называлась система. А фирма FICHT базировала свои разработки на разработках австралийской компании Orbital.




 
В самом начале лодочного моторостроения всё было просто - двигатель разрабатывался, изготавливался и собирался на одном предприятия, а название мотора вполне соответствовало его содержанию. Yamaha была Ямахой, а Mercury - Меркурием. Гребной винт тоже был собственной разработкой, и винты разных производителей отличались друг от друга. Однако очень быстро конструкция и геометрия гребного винта приобрели классический, каким мы видим его сейчас вид, который до сегодняшнего дня является оптимальным и практически не менялся. Из общей линейки выделяются лишь еденичные модели винтов с оригинальными конструкциями ступиц. Лодочный гребной винт давно уже стал гидродинамически совершенным. В отличие от гребного лодочного винта, конструкция подвесных лодочных моторов часто претерпевает изменения. Совершенствование научной базы гидродинамических рассчетов, новейшие технологии и появление более современных материалов позволяет производителям время от времени усовершенствовать и выпускать моторы новых поколений. Где тут правда, а где маркетинг - понять сложно, как часто нелегко разобраться с истинным происхождением страны производителя моторов именитых марок. Таким примером служит популярный Mercury 30 Lighting, который не что иное, как окрашенный в фирменные меркурьевские расцветки - Tohatsu 30. 4-х тактные Mercury имеют ямаховские блоки цилиндров, а Honda вообще не производит гребных винтов под своим брендом.
  С увеличением рынка лодочных моторов производство гребных винтов стало отдельным бизнесом. Лидируют в нём несколько производителей, из которых можно выделить - американский Michigan Wheels и тайваньский Solas. Основной исследовательский и технологический потенциал этих предприятий направлен на производство только гребных винтов, в то время как у производителей моторов производство винтов объективно строится на остаточном принципе. Бренд Michigan Wheels популярен в США, где всё сделано по одному стандарту, а винты Solas в почете у практичных европейцев и на японском рынке. Компания Honda, как уже говорилось, не имеет своего производства гребных винтов, и обычно на моторах этого производителя использовались винты Michigan. Однако, несколько лет тому назад предпочтение было отдано винтам Solas.